Улан-удэнская библиотека уже год в статусе модельной

Год назад в Улан-Удэ открылась первая модельная библиотека Бурятии – Центр чтения «Семейный меридиан». 12 месяцев – тот срок, когда уже можно говорить о каких-либо результатах. Итак, что же мы имеем, интервью с Анной Калашниковой, заведующая библиотекой №5.

 

Команда и профессионализм

— Начнем с главного, с команды Центра. Сегодня наш коллектив – это действительно настоящая команда. Это не преувеличение. Всё делается вместе, сообща: события, мастер-классы, даже смешные ролики в ТикТок, рассказывает Анна Калашникова. — Часто говоря об управлении работой, вспоминают такое понятие как «делегирование полномочий». Ну, другие вспоминают, а у нас оно есть. Желание работать и видимые результаты настраивают сотрудников Центра к действительно самостоятельным решениям и желанию делать все с полной отдачей. Максимально хорошо. Картина не была бы полной, а результат не таким впечатляющим, если бы в нашей команде не было методической, профессиональной и просто человеческой поддержки со стороны коллег.

 Как признается Анна Калашникова, сейчас коллектив библиотеки уже стали неким консультационным центром для других библиотек, желающих принять участие в Нацпроекте «Культура». Они выступают лекторами в рамках программ обучения от Российской Государственной библиотеки, работают с коллегами, готовя материалы для различных семинаров.

 

Пространство и цвет

— «Семейный меридиан» – это, несомненно, новое пространство для чтения, получения информации и содержательного досуга. Немаловажное место в нём занимает дизайн. Кто-то посчитает этот аспект второстепенным, мы не согласимся, — подчеркивает Анна. — Яркое, развивающее, комфортное и продуманное функциональное зонирование делает прибывание гостей абсолютно разных возрастов с различными потребностями максимально комфортным.

Свободный доступ к ресурсам, открытые помещения позволяют читателю не только почувствовать себя уютно и комфортно, но и дают возможность, передвигаясь по динамичному пространству, менять вид деятельности (переходя от творческих занятий к поиску в электронных базах данных, от чтения к игре, от индивидуальной работы к участию в мероприятиях). 

— Что еще помогает стать нам ближе к читателю? Библиотека превратилась в настоящий интеллектуальный центр со скоростным интернетом, доступом к современным информационным ресурсам. Создано действительно комфортное и многофункциональное пространство для всех. Зоны отдыха, реабилитации и индивидуальной работы. А все отделы получили своё цветовое решение. Оказывается, это так удобно! Теперь часто приходится слышать приглашения пройти в «зелёный зал» или утверждение: «А я эту книгу в синем видел», — смеется Анна.

 

Технологии и новшества

Модельная библиотека чаще всего ассоциируется с внедрением новых информационных технологий, но у нас это ещё и поиск, апробация новых форм обслуживания пользователей. В этом вопросе у нас карт бланш. Множество помещений, часть из них полностью изолированы, техника, фонд и конечно сотрудники.

— Что нового? Иммерсивное чтение, визуализация книг, стендовые доклады. Каков результат? Повышенный интерес к библиотечным мероприятиям с фразами типа: «А когда ещё, а что ещё, а можно мы еще раз придем», — рассказывает Анна Калашникова.

 

Общение и читатели

— Общение с читателем стало более неформальным. Ничего плохого в этом нет, —считает Анна. — Как итог изменения политики – появление настоящих таких друзей, которые готовы сделать много полезного с нами и для нас, с радостью и бесплатно. Мы смогли сделать досуг читателей-школьников по-настоящему более организованным. Они приходят группами, чтобы сделать проект, углубленно позаниматься, послушать аудиокниги и поиграть. Игротека, в которой пока около 12 игр, стала такой же неотъемлемой составляющей библиотеки, как и книги.

В приоритете библиотеки мероприятия, направленные на охват семейной аудитории. Работа одновременно с несколькими поколениями, возрастными группами (совместные квесты, практикумы и мастер-классы для разных возрастов). Бывало и так: работают с мамами, а ребятишек, которых они привели с собой занимает полезными делами другой библиотекарь.

— По большому счёту вся работа с читателями строится на понятных принципах, просто мы стараемся максимально «увести» их от банальных библиотечных форм, признается Анна Калашникова. — И получаем совместные непринуждённые беседы-практикумы с семейными и перинатальными психологами, иммерсивные и атмосферные чтения (погружение в текст за счет аудио и визуальных эффектов). Ориентируем мероприятия на небольшое количество участников для создания камерной атмосферы и более сильной эмоциональной отдачи.

Цель библиотеки семейного формата – привлечение семей. С этой задачей мы, несомненно, справились. Семьями стали ходить чаще, именно семьями, иногда по три поколения сразу. Стали чаще замечать рядом с юными читателями отцов. И это нас очень радует.

 

Книги и мода

Возникает много вопросов, когда произносишь вслух фразу «фонд модельной библиотеки». Как комплектоваться, чем, когда, на что? Можно найти кучу рекомендаций, проштудировать «правильные» подходы, но всё равно останется чувство, что ты чего-то не понял.

Но мы постарались и поняли следующее. За прошедший год в статусе модельной библиотеки мы стали по-настоящему близки с нашими читателями. Не то чтобы до этого мы дистанцировались от них. Нет. Но сейчас, когда все наши фонды находятся в свободном доступе, приводя читателей сначала в шок, а затем в восторг. Когда, придя в библиотеку, они могут не только взять книгу, но и просто пообщаться, провести время всей семьёй, разойдясь по множеству отделов. Сейчас мы говорим о настоящей дружеской близости.

Мы стали регулярно мониторить предпочтения и интересы наших читателей как в библиотеки, так в социальных сетях. Учитывать пожелания, запросы и рекомендации при комплектовании. Так, благодаря нескольким великолепным знатокам книг по саморазвитию, психологии и философии жизни, фонд пополнился популярными и известными изданиями этого модного направления.

Особая страсть и бессонные ночи – наши юные читатели. Их любознательность и требовательность порой обескураживает. Но мы очень стараемся сделать свой фонд отправной точкой для их удивительной любви к книгам и чтению. Поэтому действительно гордимся коллекцией книг дополненной реальности издательства «Девар». Знакомство с которыми рождает ощутимый интерес к чтению даже у самых великих «нехочух». Для их удобства теперь у нас есть не только книги, но и планшеты: не нужно закачивать приложение и смотреть книги с маленьких экранов телефонов.

Сегодня на наших разноцветных дружелюбных полках соседствуют не только современные издания классической художественной литературы, книги-лауреаты различных премий, но популярные, «модные» издания. Да, мы решили следовать моде. И ничуть об этом не жалеем. Пусть популярность, «правильность» и актуальность этих книг спорна. Пусть интерес к ним будет кратковременным. Но если нескольким читателям срочно понадобился «очаровательный кишечник», он у нас будет. Не сомневайтесь.

Конечно, не всё так радужно. Бывают и сбои. Чего-то не нашлось, где-то закончился тираж. Но у нас в запасе всегда есть электронные книги в ЛитРес и НЭБ, наша находчивость и понимание читателей. И когда после некоторого раздумья мы снова произнесём вслух фразу «фонд модельной библиотеки», то первой ассоциацией к ней станет «взаимное доверие, уважение и благожелательность». Слова, характеризующие принципы не только комплектования, но отношения читателей и модельного фонда.

 

Библиотека и социальные сети

— Работа модельной в социальных сетях ведётся на трёх площадках (ВК, Инстаграм, TikTok), для каждой из которых у нас подготовлен свой контент, согласно специфике и формам продвижения, -рассказывает Анна Калашникова. — Принято считать, что библиотека должна сохранять серьёзное лицо всегда и везде. Мы отошли от этого стереотипа, предлагая чтение и книги через материалы информационного, развлекательного и полезного характера. И наши соцсети были замечены специалистами нацпроекта «Культура», а на официальном сайте была опубликована статья о нашей странице в Инстаграм.

Говоря о подготовленных материалах, мы особенно гордимся нашими постоянными и полезными рубриками. Например, #спросиуспециалиста. В ней мы знакомим читателей с друзьями библиотеки – специалистами в различных сферах деятельности (психология, предпринимательство, астрология, малый бизнес, здоровье и красота). Самое главное, что подписчики могут общаться с гостями, задавать вопросы и получать ответы. В то время как консультации самих специалистов платные. Также востребованы прямые эфиры с раскрытиями секретов работы с детьми, подготовки к школе, привлечению к чтению…

У нас даже получилось провести полноценный конкурс стихов. Записываем короткие видеолектории, ищем интересные темы. Например, очень популярная рубрика #cказкиМеридиана, где мы рассказываем о малоизвестных фактах из русских народных сказок. Делаем шуточные викторины на важные темы, ролики ТикТок о нашей повседневной работе, знакомим подписчиков с сотрудниками, рассказывая необычные факты о них. Оказывается, в инстаграм можно проводить увлекательные и полезные квесты, в которых мы сотрудничаем с популярными в соцсетях блогерами и спикерами. Закончив курсы финансовой грамотности, проводим прямые эфиры по теме. Осознав, что вопрос ведения семейного бюджета очень популярен, мы запланировали курс лекций по теме.

А знаете, что еще? Когда заходишь в Инстаграмм, видишь в сториз малознакомых людей свои интерьеры и подпись: «Самые лучшие библиотекари в Центре чтения Семейный меридиан» понимаешь, что получилось. Действительно получилось сделать по-настоящему близкое и нужное людям место.

 

«Центр чтения и анекдоты

Да, именно анекдоты про библиотеку. Они даже не сочиняются специально – нужно лишь подслушать.

Звонок ребёнку, находящемуся в библиотеке на сотовый:

Мама: «Ты где?»

Сын: «В библиотеке»

Мама: «Не ври мне, где ты сейчас?

Сын: «Ну мам, говорю же, в библиотеке!»

Через минуту звонок на стационарный телефон:

Мама: «Подскажите, а такой-то мальчик сейчас у вас?»

Сотрудник: «Да, они тут с одноклассниками»

Мама: «Надо зайти, посмотреть, что это за библиотека такая, в которую они всем классом ходят»

 ***

«Пап, а я сегодня на скалодроме лазил, в прятки играл и книгу живую смотрел! Где ты говоришь был то, в библиотеке? А ты уверен? Да!»

 

Модельная и пример

Проанализировав себя, улыбки читателей и отзывы в СМИ, всё, что было достигнуто за год, можно сказать, что мы сумели поменять представление о библиотеке. В непривычную для большинства сторону. Мы стали действительно популярны, узнаваемы, нужны и любимы. И когда библиотека закрылась на карантин, это почувствовалось в полной мере. Такого количества вопросов, и слов сожаления мы просто не ожидали.

Но главное мы поняли то, что для того, чтобы стать «иной», «новой» библиотекой не нужно быть «модельной». Да, подобный статус даёт вам много, но без желания меняться ничего не получится. Просто не выйдет. И если оно есть, это желание – считай вы уже «Модельная»!, — подытожила Анна Калашникова.

 

Информация взята с сайта https://minkultrb.ru/

 

Теги:

2020 © МАУ «Централизованная библиотечная система г. Улан-Удэ»